Анализ работы педагогического коллектива МБОУ ДОД ДЭБЦ по реализации основных направлений деятельности в 2013 – 2014 учебном году и задачи на 2014 – 2015 учебный год

Детский эколого-биологический центр — образовательное учреждение, в котором созданы условия для личностного развития, профессионального самооопределения и творческого труда учащихся.

В течение 2013 — 2014 учебного года  педагогический коллектив осуществлял деятельность по  совершенствованию форм и методов  дополнительного образования детей в рамках модернизации образования и выполнения плана мероприятий к 95-летию государственной системы дополнительного образования.

В соответствии с Образовательной программой на 2013 – 2014 учебный год, воспитательной программой  «Воспитание Человека»осуществлялась целенаправленная работа по реализации задач и приоритетных направлений деятельности ДЭБЦ. Усилия администрации и педагогов дополнительного образования  были направлены на удовлетворении индивидуальных потребностей учащихся  в экологическом, художественно-эстетическом, гражданско-патриотическом,  духовно-нравственном развитии, а также формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Образовательная деятельность

На начало учебного годабыло укомплектовано 94 группы с количественным составом 918 человек. На 31.05.2014 года в центре функционировало 99 объединений с численным составом 964 человека (по утвержденному учебному плану 112 объединений, 1075 обучающихся), из них 384 учащегося из сельской местности. Объединения были организованы как на базе МБОУ ДОД ДЭБЦ, так и в образовательных организациях города и района.

В 2013 – 2014 учебном году успешно прошли итоговую аттестации 964 обучающегося.  Из них окончили курс обучения  — 788 человек, 1 года — 629 человек, 2 года — 110 человек, 3 года — 49 человек; переведены на следующий этап обучения — 176 учащихся,  из них на 2 год – 136 человек, 3 год – 40 человек. Педагоги при проведении итоговой аттестации использовали разные формы аттестации: контрольные занятия, выставочный просмотр, публичные выступления, агитавтобус, тестирование, конкурсы, практические работы, краеведческие викторины и другие.

Образовательный процесс осуществляли 36 педагогов дополнительного образования, из них 21 основных, 15 совместителей, в центре работали  7 педагогов  — организаторов,  6 методистов,  1 педагог- психолог,  1 социальный педагог .

Для учащихся  педагогами реализовывалось 49 дополнительных общеразвивающих   программ,  40 программ  (81,6 %)  рассчитано на 1 год обучения, 6 программ (12,24% )  рассчитаны на 2 года обучения, 3 программы рассчитаны (6,12%) на 3 года обучения.

Мониторинг результатов образования обучающихся в МБОУ ДОД ДЭБЦ проводился на основании разработанного и утвержденного Графика об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся, критериев и показателей освоения образовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы выполнены во всех объединениях, кроме объединения «Смена», по причине  ухода педагога   ( Ключникова  В.В.),  в отпуск по уходу за ребенком.

В соответствии с планом  необходимо было выдать 12206 часов, фактически выдано 11916 часов (97,62%). Не выдано 290 часов, из них 118 часов по объединению «Смена» (педагога Ключниковой В.В.).

В туристско-краеведческом отделе запланирована выдача  2594 часов, фактически выдано  – 2559 часов ( — 35 часов);  художественно-эстетическом отделе по плану 2632 часов, фактически выдано 2598 часов (- 34 часа), эколого- биологический отдел по плану — 3924 часа, фактически выдано 3860 ( — 64 часа), в районном Кабинета профилактики наркомании и пропаганды ЗОЖ по плану 1080 часов, фактически выдано 926 часов ( -154 часа), в районном Кабинете ДНК запланирована выдача 1512 часов, фактически выдано 1512 часов.

Для педагогов Бедаревой Т.А., Тузовской С.Н., Григоренко З.Н., Белинской И.В. был продлен учебный год для проведения учебных занятий, не выданных в течении  учебного времени по уважительным причинам  (болезнь, учебный отпуск).

 

Сведения о работе детских объединений

№ п/п Направленность деятельности кол-вообъединений20132014 Количествообучающихся2013-2014 Кол-вообъединений2012-2013 Кол-вовоспитанников2012-2013 Уменьшение, увеличение( -/+)
Всего 99 964 100 972 - 1/ 8
Эколого — биологическая 29 294 31 320 - 2/ 26
Художественно — эстетическая 21 206 19 183 + 3/ 23
Туристско — краеведческая 23 229 20 201 +3/28
Социально — педагогическая 26 227 28 273 -2/ 46

 

Возрастной состав занимающихся в объединениях

№ п/п Наименование Численность Увеличение/Уменьшение+/-
Всего2012-2013 Всего2013 — 2014
1 До 5 лет 0 0
2 6- 9 лет 356 317 -
3 10 – 14 лет 343 515 +
4 15 – 17 лет 262 121 -
5 До 18 лет 11 11
6 Итого 972 964 Девочек 570

 

Анализируя данные таблицы, можно поставить первую, из основных, задачу на 2014 – 2015 учебный год

— увеличить охват детей в возрасте 13 – 14 лет.

 

Научно-методическая работа

 

Методическая работа в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач, указанных на слайде,  их реализацию через образовательную программу ДЭБЦ и учебно-воспитательный процесс.

Цель научно-методической службы ДЭБЦ – научно методическое оснащение образовательно-воспитательного процесса по формированию творческой, интеллектуально развитой культурной личности в формате модернизации дополнительного образования.

Для реализации поставленных целей и задач научно-методическим советом была разработана Концепция развития научно-методической службы,  в соответствии с которой определены основные направления деятельности, разработаны единые методические темы, видоизменена структура научно-методического совета, намечены перспективы развития.

В течение учебного года проведено 3 педагогических совета, на которых обсуждались актуальные  вопросы образовательной и воспитательной работы, 4 расширенных заседания научно-методического совета, 3 постоянно действующих семинара, 3 психолого-педагогических практикума, осуществлялся тематический и косвенный  контроль  за проведением занятий  и учебной документацией, планерки, совещания. Централизованные курсы повышения квалификации по направлению «Основы Православной Культуры» в объеме 72часа в Московской  Православной Духовной академии   прошли Неверова В.А., Суркова Е.Л.

Программно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса реализовывалось через диверсификацию действующих программ ДЭБЦ: «Экос» (по экологическому воспитанию, образованию, просвещению, формированию экологической культуры), «Выбор» (по развитию волонтерского движения), «Каникулы» (по организации досуга учащихся в каникулярное время), «Возрождение  виноградной  лозы» (по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации учащихся), а также созданию новых обновленных программ: «Одаренные дети Крымского района», «Развитие воспитания».

Научно-методическая служба пропагандировала различные формы работы в педагогическом коллективе:

— лаборатории передового педагогического опыта;

— методологические семинары;

— методические объединения;

— психолого-педагогический практикум;

— курсы, мастер-классы, семинары-практикумы;

— индивидуальная исследовательская работа;

— научно-практические конференции, методические недели, фестивали методических и педагогических идей, профессиональные конкурсы.

В течение года проведены:

  • постоянно действующий семинар «Новые технологии дополнительного образования в рамках государственной образовательной политики» с  участием педагогов Лачугина О.И., Сердюкова Э.Г., Селегененко Г.П., Ворона О.Н., Неверова В.А., Вартанова З.И.:
  • психолого-педагогические практикумы по темам «Новая идеология развития личности как важный аспект современной образовательно-воспитательной системы», «Выявление и развитие творческих способностей учащихся»,«Воспитание интереса детей к истории родного края и Отечества, через туристско-краеведческую деятельность», «Формы и методы духовно-нравственного воспитания учащихся», «Роль изучения и проведения православных праздников в духовно-нравственном воспитании учащихся»  с  участием всех отделов центра, районных Кабинетов духовно-нравственной культуры и профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни, педагоги ДО;
  • интеллектуальный марафон (экологический) «Сберечь земли очарованье…»;
  • районные семинары руководителей школьных научных обществ;
  • осенний университет старшеклассников;
  • фестиваль науки, творчества, профориентации;
  •  научно-практические конференции, районные конкурсы архитектурных и дизайнерских проектов и др.

Педагогами на занятиях в творческих объединениях более широко применялись информационно-коммуникационные  технологии, различные формы развивающего обучения.

Расширилась информационно-методическая база центра: создан информационно-методический кабинет, новые программы, разработана система мониторинга, система повышения профессионального мастерства педагогов, модель деятельности ДЭБЦ как организации  дополнительного образования детей инновационного типа.

Однако следует отметить недостаточную активность педагогов ДО в проведении методических мероприятий, относительно формальный подход к их проведению. Инновационно-педагогическая и методическая деятельность  развивается недостаточно эффективно, что является следствием слабой профессиональной компетенции отдельных педагогов, недостаточной работой по самообразованию.

Методические темы отделов, разработанные научно-методическим советом, не получили должного практического применения педагогами отделов, не стали определяющим направлением деятельности по изучению и практическому применению современных инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Педагогами дополнительного образования  не реализованы в полной мере методические рекомендации по разработке «программного поля» в творческих объединениях, в отделах не велась целенаправленная методическая работа по обобщению передового педагогического опыта, по созданию портфолио педагогов ДО, методистов, заведующих отделами.

Отсутствие перспективного планирования деятельности отделов и кабинетов, слабая информационно-методическая база, не всегда правильное понимание целей и задач дополнительного образования со стороны заведующих отделами, отдельных педагогов ДО снижают показатели деятельности центра, отрицательно влияют на общее состояние образовательно-воспитательного процесса. В первую очередь, что очевидно прослеживается по мониторингу участия ДЭБЦ в мероприятиях и конкурсах различного уровня. Показатели намного снижены по сравнению с прошлыми годами.

Исходя из этого,  в новом учебном году планируется устранить отмеченные недостатки, продолжить реализацию наработанных положительных материалов, добиваться эффективности проводимых методических и педагогических мероприятий.

Единая методическая тема на 2014 – 2015 учебный год: «Научно- методическая служба ДЭБЦ как важный аспект комплексного психолого- педагогического и научно- методического сопровождения реализации приоритетных направлений развития образовательно-воспитательного процесса».

Из анализа методической работы  определились задачи  на 2014 – 2015 учебный год:

  1. Определить общие методические темы научно-методической службы на 2014-2015 учебный год.
  2. Определить методические и педагогические темы отделов.
  3. Совершенствовать работу по обобщению передового педагогического опыта, обмену опытом между коллегами.
  4. Продолжать работу над повышением профессиональной компетентности в обеспечении эффективного (продуктивного) взаимодействия участников образовательного процесса.
  5. Планировать научно-методическую работу с учетом разного уровня профессионализма педагогов и их готовности к применению личностно ориентированных технологий.
  6. Расширить блок педагогического Мониторинга и информационную, методическую и прогностическую функции информационно-методического кабинета.

 

 

Работа МАН школьников Крымского района в 2013 – 2014 году

Основные направления работы МАН это воспитание интеллектуально развитой, творческой, самостоятельной  личности на основе высших духовно-нравственных начал, вовлечение талантливых и одаренных школьников в научно-исследовательскую работу, ориентация на выбор профессии. Вся работа в объединениях строится на проявление и развитие способностей и талантов обучающихся, таким образом реализуется принцип «выявить и развить одаренность в каждом ребенке».

В дополнительные общеразвиваюшие программы «Поиск» самых разных направленностей и уровня включены элементы исследований, что  способствует формированию начальных исследовательских навыков. Они необходимы каждому современному человеку, поскольку позволяют ему целенаправленно искать и систематизировать необходимую информацию, анализировать условия собственной деятельности и прогнозировать ее результаты.

МАН объединял и координировал работу 22 школьных научных обществ  Крымского района, на основе этих  школьных научных обществ работало   районное научное общество «Поиск».  В течение 2013 -2014 учебного года на базе МБОУ ДОД ДЭБЦ были проведены методические семинары и совещания для руководителей школьных НОУ «Роль школьных научных обществ в развитии научно-исследовательской деятельности как важном факторе выявления творческих, одаренных детей», «Итоги НПК МСХАУК (22.04.2014 в г. Краснодаре) и НПК ЭВРИКА (27.04.2014 в г. Краснодаре)», «Анализ научно-исследовательской деятельности учащихся Крымского района за 2013-2014 учебный год»; проведено 2 этапа (очный и заочный) районного экологического марафона «Сберечь земли очарованье…»,  районный осенний университет старшеклассников, фестиваль науки, творчества и профориентации «Тебе Кубань, сердца и руки молодых».

В 2013 – 2014 году МАН продолжил работу по вовлечению обучающихся и школьников в конкурсы и мероприятия различных уровней.  В 48 конкурсах, акциях и мероприятиях федерального, краевого и муниципального уровня  приняло участие 1069 человек.

 

 

Мониторинг участия МБОУ ДОД ДЭБЦ города Крымска муниципального образования Крымский район в мероприятиях различного уровня

№ п/п Конкурсы Кол-во конкурсов Участники Дипломанты
1 степени 2 степени 3 степени Всего
Федеральные 3 18 1 - 1 2
Краевые 16 262 19 3 2 24
Муниципальные 29 1069 96 57 38 191

 

Обратим внимание на мониторинг и сравним количество участников и призеров. При рассмотрении таблицы нужно учитывать, что в число участников и дипломантов входят обучающиеся не только МБОУ ДОД ДЭБЦ, но и учащиеся образовательных организаций района. Так, из 24 призеров  краевых конкурсов – 15 победители краевого слета православной молодежи Кубани, из 191 победителя  конкурсов  муниципального уровня,     89 человек     —  победители  научно-практической  конференции «Эврика».

 

Недостаточная заинтересованность педагогов в осуществлении учебно-воспитательного процесса, отсутствие навыков научно-исследовательской деятельности, проектной, экспериментальной сказывается на общем уровне образовательно-воспитательной деятельности, мешает эффективному развитию Центра.

Можно поставить задачи на 2014 – 2015 учебный год:

— содействовать увеличению доли учащихся, принимающих  участие в конкурсах и конференциях различного уровня по каждому из направлений центра.

— продолжить работу по развитию исследовательской и проектной деятельности учащихся.

 

Организация воспитательной деятельности

Вся воспитательная  деятельность в 2013-2014 учебном  году  была направлена на реализацию  программы воспитания «Воспитание Человека» на 2012 — 2016 годы. 2013-2014 год являлся практическим этапом реализации этой программы.

Задачи:

— создание условий и инновационных механизмов развития воспитания личности учащихся в МБОУ ДОД ДЭБЦ;

— обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности;

—  развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка;

— формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности;

—    формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;

— содействие формированию духовно- нравственной личности;

— воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

—    формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;

—    взаимодействие дополнительного образования, школы, семьи, социума;

— развитие таланта и способностей как особой ценности;

— трудовая деятельность и  содействие в профориентации.

на создание условий и управление процессом самопознания и саморазвития личности ребенка.) слайд

Работа педагогического коллектива, направленная на достижение поставленных задач, строилась на основе диагностики, коррекции деятельности, на отборе и реализации наиболее действенных форм воспитательной работы,  выполнение  плана мероприятий, посвященных 95-летию  государственной  системы  дополнительного (внешкольного)  образования.  Активно шла воспитательная работа с образовательными организациями Крымского района (акции, лектории, кинолектории, агитавтобусы).

В рамках выполнения плана мероприятий к 95-летию государственной системы дополнительного образования     за истекший период  в МБОУ ДОД ДЭБЦ проведены:  День открытых дверей для учреждений дополнительного образования,  мастер – классы,   праздник «Осенних цветов», тематические выставки, открытые занятия.   Среди  мероприятий, имеющих большой воспитательный потенциал можно отметить:  «Слет участников трудовых отрядов»,  Всероссийский урок, посвященный Дню народного единства, праздники «Осень, осень, милости просим», «Как светел мир, согретый маминой любовью!», родительское собрание «Роль родителей в воспитании детей в контексте современных  подходов к образованию и воспитанию»,  Новогодняя шоу – программа «Найди деда Мороза».  Интересными по форме и глубокими по содержанию стали  проведенные Рождественские мероприятия (концерт, Архиерейская елка, утренник «Свет Рождества). С большим успехом проведены также районный конкурс  чтецов «Память сердца», в рамках месячника «От боевых побед – к Олимпийским медалям!», муниципальный конкурс чтецов «Счастье здоровой жизни», Конкурс агитбригад «Наша школа против наркотиков», районный слет учащихся «В гармонии с природой» и другие.

Однако, очень слабо поставлена работа по  работе с учащимися в каникулярное школьное время (осенние, зимние, весенние каникулы), недостаточно мероприятий проводится  педагогами — организаторами в рамках знаменательных дат, экологических праздников, объявленного года Культуры.

В 2013 – 2014  учебном году  трудно было  строить качественную воспитательную деятельность без систематического планирования  педагогов – организаторов и планирования воспитательной деятельности  самого ДЭБЦ

С целью устранения данных проблем в текущем, 2014-2015 году,  необходимо спланировать  свои воспитательные  программы — планы: в отделах и кабинетах, у педагогов ДО и педагогов- организаторов в соответствии и на основе  мероприятий программы  «Воспитание Человека».

 

Эколого — биологический отдел

Основной целью работы эколого — биологического отделаявляется  экологическое образование и воспитание подрастающего  поколения.

Отдел работал  в рамках реализации  программ  «Экос» по экологическому образованию, просвещению и воспитанию, «Возрождение виноградной лозы», Межведомственной социально — образовательной программы «Жизнь в капле воды».

Основные направления деятельности: природоохранная, профориентационная и  опытническая.

Для решения экологических задач  в отделе применялись разнообразные  формы: экологические недели, акции, трудовые десанты, экскурсии, праздники и другие.

Пользуется популярностью средиобучающихся такая наиболее приемлемая форма работы, как природоохранные акции, организуемые педагогами отдела: «Чистые берега», «Птичий городок», «Сохраним первоцветы», «Не сжигайте опавшие листья», «Берегите воду» и другие. Положительная работа по организации учащихся в  акциях отмечается у Шейховой М.А., Любимовой Л.Р., Мысик В.П.

В рамках профориентационной работы  проводились мастер — классы,  занятия профильных школ:  «Юный виноградарь», «Юный пчеловод», «Комплексных экологических исследований природы» (Турко Т.В.,  Блинова Е.В., Виноградова С.И., Колногоров А.В., Лачугина О.И., Шейхова М.А.,).

Профессионально, увлекательно  проведены конкурсы на звание «Лучший пчеловод» и «Лучший виноградарь»   (Сердюкова Э.Г.).

Содержательными по форме и методам, познавательно — практическими, вызвавшими повышенный интерес у учащихся  были открытые занятия,  проведенные в рамках Недели экологии: «Волшебница —  вода» (Лачугина О.И.), «Мир растений» (Блинова Е.В.), «Берегите природу» (Шейхова М.А.), «Вместе поможем птицам» (Вафина Ф.Ф.), «Заповедные зоны Кубани» (Бедарева Т.А.).

Хорошо организован  и проведен традиционный  районный слет учащихся «В гармонии с природой» с участием всех педагогов отделов и кабинетов Центра.

Но существуют и минусы. Плана работы с одаренными детьми в отделе отсутствовал.  Проектная экспериментальная работа в отделе  представлена 5 учащимися.

На  «Зеленом хозяйстве» проводились  агротехнические работы в теплицах, на учебно-опытном участке и в питомнике. В теплицах проводилось  вегетативное  размножение  декоративно-цветочных,  декоративно-лиственных растений для увеличения видового состава , были расчеренкованы древесно-кустарниковые породы (самшит, лавровишня, можжевельник, туя восточная),  произведено черенкование герани, толстянки,  хлорофитума, опыление  соцветия  фейхоа для получения завязи.

Экспериментальная работа в теплицах и исследовательская работа на учебно-опытном участке  не проводилась,  участок был разбит на делянки  и  там были высажены  овощные, пряновкусовые и зеленные культуры.

Все работы проводились рабочими по обслуживанию Зеленого хозяйства, а не учащимися, как это предполагается по уставу и плану работы.

Необходимо восстановить систему учебно — опытного участка,  создавать интересные   программы дополнительного образования  с привлечением учащихся старшего возраста в  проведение опытнической, исследовательской работы на учебно — опытном участке.

 

Работа по трудовому воспитанию и профориентации

Работа по этому направлению проводилась  согласно плану работы на учебный год.

Сформированыи функционировали  профильные объединения «Юный виноградарь», «Юный пчеловод», «Юный цветовод»,  «Краевед — экскурсовод», «Турист – краевед».  К сожалению, не функционировало объединение   «Юный лесник»,  из-за отсутствия педагога.

В ноябре 2013 года был проведен слет трудовых отрядов, на котором присутствовали специалисты «Службы занятости населения», руководители структурных подразделений и заместители директора ДЭБЦ.   Руководители трудовых отрядов  Е.В. Блинова, Т.В. Турко, С.И. Виноградова, Л.Р. Любимова, Т. А. Бедарева представили презентации и рассказали о работе своих звеньев.

Профильные объединения  «Юный Виноградарь», «Юный пчеловод» принимали участие в мероприятиях:  «День открытых дверей»  для учреждений дополнительного образования;   районном  Фестивале науки, творчества и профориентации: «Тебе Кубань, сердца и руки молодых». На этих мероприятиях проводилась  профориентационная  работа, демонстрировалась  продукция и проводились  мастер-классы. На Фестиваль были приглашены представители Анапского филиала Сочинского госуниверситета, Анапского филиала МГГУ им. Шолохова, Анапского сельскохозяйственного техникума, Крымского технического колледжа, которые познакомили учащихся городских школ (9-11 классов) со специальностями и правилами приема в учебные заведения.  В Крымском индустриально — строительном техникуме, на базе которого проводился Фестиваль, школьников познакомили не  только с правилами приема, но и с мастерскими и лабораториями, оснащенными современным оборудованием с компьютерным сопровождением.

С целью профориентации,  в рамках  «Дней открытых дверей» Сердюковой Э.Г. было организовано посещение обучающихся и  учащихся школ города и района Крымского индустриально-строительного  техникума  и Крымского технического колледжа.

Кроме того проводились индивидуальные консультации для обучающихся, школьников, родителей по ознакомлению со специалистами Вузов, Ссузов Краснодарского края и Ростовской области.

Впервые была задействована такая форма, как  лагерь труда и отдыха дневного пребывания  «Ориентир» на базе МБОУ ДОД ДЭБЦ в количестве 8 человек. Во время пребывания в лагере ребята помимо трудового десанта, принимали участие в тренингах, встречах с ветеранами войны и труда, спартакиаде  на личное первенство, поездках на Аккерменскую крепость, «Бабушку – вышку», лабораторных исследованиях  в рамках реализации межведомственной социально – образовательной  программы «Жизнь в капле воды»

В трудовых отрядах за период  май-август месяц на учебно-опытных участках отработало 28 человек, в том числе 3 человека состоящие на учете в детской комнате полиции за правонарушения.

Методическая тема отдела: «Опытническая, экспериментально-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования практических экологических знаний, умений и навыков».

Задачи на 2014 – 2015 учебный год:

  1. Создание базы для проведения опытнической работы на учебно-опытном участке.
  2. Выявление  и поддержка одаренных детей через выполнение индивидуальных, творческих проектов и научных исследований в рамках профориентационной работы.
  3. Поддержка работы районных профильных школ; «Комплексных экологических исследований природы»;  «Юный виноградарь»; «Юный пчеловод».
  4. Возобновление работы районной профильной школы «Юный лесник»

 

Туристско — краеведческий отдел

 

Цель работы  туристско — краеведческого отдела  — это  создание  оптимальных условия для социального, культурного, духовного и физического оздоровления и развития учащихся через туристско-краеведческую деятельность

Для развития детско-юношеского туризма определеныосновные задачи:

—  воспитывать патриотические чувства  на основе народных традиций, культурного наследия русского народа;

— развивать духовно-нравственные нормы поведения у  детей  и подростков на основе изучения природы и истории родного края (кубановедения), культурных традиций.

Основные направления деятельности – туризм, историческое краеведение,природное краеведение, этнография.

В течение года педагоги туристско-краеведческого во время экскурсий к памятникам истории и природы, беседах о родных уголках, краеведческих  викторин привлекают учащихся к  изучению исторические памятники, заповедные уголки. Неизгладимое впечатление оставляют в душах детей экскурсии, организованные педагогами отдела на  вулкан Шуго,  Гладковский вулкан, Гарькушин родник, к Феодосию Кавказскому, Аккерменскую крепость, в краеведческий музей, по городу Крымску, бивуак, разведение костра  (Крутоголовенко А.Ф., Ростовский С.В.).

На основе  изучения народных традиций, культурного наследия русского народа при посещении музея имени Фелицина, дома Степановых г. Тимашевск,  рассказов  патриотического характера в поездках по местам боевой славы,  педагоги отдела стараются  воспитывать патриотические чувства у детей.

Насыщен мероприятиями, проведенными педагогами отдела был  месячник по военно — патриотической  и оборонно — массовой  работе  «От боевых побед- к Олимпийским медалям!»   (39 мероприятий). Особо хочется отметить экскурсии по «Голубой линии», проведенные педагогами-организаторами Ростовским С.В., Крутоголовенко А.Ф., педагогом  Григоренко З.Н. с воспитанниками  объединений «Краевед-экскурсовод», «Уроки мужества»,  проведенные Харлашкиной Т.А., Григоренко З.Н., «Визиты чести» под руководством  Герус О.А., Волковой Т.В., Исаченко Т.Н., Параскевиди И.Н.   (охват   составил около 1500 человек).

В 2014 году  МБОУ ДОД ДЭБЦ  занял 2 место в  краевом месячнике оборонно – массовой и военно – патриотической работе (номинация «Учреждение дополнительного образования»).

Педагогом — организатором Евдокимовым Л.И. неоднократно с использованием туристического оборудования увлекательно, в комфортной обстановке  проводились мастер-классы, практические занятия, а также соревнования среди обучающихся и учащимися школ.

В течение всего года было проведено 72 основных мероприятия с привлечением 2275 человек, учащихся  образовательных организаций  города и района.

Педагоги отдела сотрудничали с ЦРТДЮ, Советом ветеранов, с городской библиотекой, Крымским краеведческим музеем. родителями своих учащихся.

Но следует отметить, что огромное количество мероприятий, проведенных педагогами этого отдела не нашли отражение в отчетной документации и итоговых приказах, так как отсутствовали заявки  общеобразовательных организаций на проведение мероприятий,  а  соответственно и приказы участия педагогов в них.

Следует отметить педагогов-организаторов Крутоголовенко А.Ф., Евдокимова Л.И.,  Параскевиди И.Н., Ростовского С.В., которые отработали на 5 с плюсом в летний период, даже находясь  в отпуске безотказно выезжали на экскурсии.

Методическая тема отдела: «Экотуризм как один из главных аспектов эколого-биологического образования, воспитания и формирования экологической культуры»

Задачи на 2014 – 2015 учебный год:

  1. Вовлечение учащихся среднего и старшего возраста в туристско-краеведческую деятельность.
  2. Создание на базе центра объединения учащихся, ориентированного на участие в районных соревнованиях по туризму,  туристическом слете, «Зарнице».

 

 

Художественно — эстетический отдел

Целью  работы художественно-эстетического отдела является  эколого-эстетическое воспитание учащихся

Задачи деятельности отдела:                           

  • воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе;
  • формирование у учащихся  нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
  • овладение школьниками основам  изобразительной грамоты, приобретение ими умений и навыков работы различными художественными и природными материалами;
  • создание условий для самореализации учащихся, развития у них творческого воображения, активности и самостоятельности.

Работа отдела в учебном году была разносторонней.

Сильной стороной работы педагогов отдела считается выставочная деятельность. В течение учебного года работы обучающихся художественно-эстетического отдела приняли участие в 16 выставках районного и конкурсах декоративно — прикладного творчества  краевого уровня, а также тематических выставках к праздникам (педагоги Матирная С.Д., Филиппова И.А., Григоренко З.Н.).

Кроме запланированной отделом выставки фотографий клуба «Лето. Счастливый кадр», была проведена еще одна фото — выставка — «Мгновения жизни…».

Отдел  инициатор проведения районных выставок: «Творческий портрет педагога», «От замысла  к изобретению».  Систематически в Центре были организованы стационарные выставки работ детского творчества. Нужно отметить, что в этих выставках принимало участие большое количество работ учащихся общеобразовательных организаций, работ воспитанников отдела было очень мало. Исходя из этого, в новом учебном году необходимо организовывать выставки-отчеты творческих объединений, чтобы прослеживался уровень и рост обученности учащихся.

Педагогами Матирной С.Д., Филипповой И.А., Григоренко З.Н. поведены мастер-классы в рамках различных мероприятий: к 95-летию дополнительного образования, празднованию 1 мая, фестиваля науки, творчества и профориентации.

Методическая тема отдела: «Эстетическое воспитание  прекрасного – важный фактор формирования экологического мировоззрения».

Задачи на 2014 – 2015 учебный год:

  1. Вовлечение учащихся в работу научно-практических конференциях; к участию в муниципальных, краевых, российских и международных конкурсах.
  2. Возобновление сотрудничества с детскими художественными школами,   с Новороссийским филиалом Художественно-графического факультета КУБГУ, участие в выездных мастер-классах, организация различных выставок-ярмарок, смотров-конкурсов.
  3. Организация выставок-отчетов творческих объединений.

 

Районный Кабинет духовно — нравственной культуры

 

Тема, над которой работал отдел  в течение 2013 – 2014 учебного  года«Формы и методы содействия всестороннему развитию молодежи на основе отечественных духовно-нравственных ценностей через освоение ею национальных традиций государственного, общественного и семейного уклада жизни».

Система  работы заведующей  кабинетом Неверовой  В.А. и педагога-организатора Сурковой  Е.Л. охватывает не только обучающихся Детского эколого — биологического центра,  но и учащихся образовательных организаций района.

Интересны такие формы работы Кабинета, как:

1) Лектории, кинолекториипо духовно — нравственнойтематике ( «Уроки доброты», «Разговор о духовно-нравственных ценностях и их месте в жизни человека»,  «Праздник Рождества ПресвятойБогородицы», Всероссийский   урок ко  Дню народного единства, неделя православной книги  и другие);

2) Проект «Доброе кино школьникам», включающий  просмотр                                                               с обсуждением художественных, мультипликационных, публицистических фильмов по блокам – «Дивен Бог во святых своих», «Уроки любви, добра, милосердия», «Красота Православия», «Мир создан с любовью для любви», «Чистое сердце – чистый мир», «Торжество Православия»;

3)  Акции милосердия«Подари книгу», «Чужих детей не бывает», «Чистое сердце — чистый мир»;

4)  Организация и проведение детских праздников и тематических утренников:    «Осенний бал», «Праздники осени», «Щит Небесный», «Как светел мир, согретый маминой любовью!», «Рождественская сказка», «Светлое Христово Воскресение». «Пасху радостно встречаем» и другие;

5) Экскурсии «По храмам Кубанской столицы», «Храмы города  Крымска», участие в Крестных ходах, посвященных 700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского;

6) Организация и проведение районных выставок  «Русь Православная»- ко Дню народного единства,«Пасха в кубанской семье»,                                                                                                                                                                         участие в конкурсах детского творчества — «Красота Божьего мира», «Святые заступники Руси», «Светлый праздник — Рождество Христово».

Все подготовленные мероприятия Кабинета проведены на хорошем уровне, с учетом возрастных особенностей, имели ярко выраженную воспитательную направленность, были интересными по форме и глубокими по содержанию, педагоги использовали разнообразные средства наглядности для создания яркого эмоционального и воспитательного восприятия материала.

Методическая тема отдела: «Воспитание экологии души как важный фактор формирования экологического мировоззрения и общей культуры человека».

Задачи на 2014 – 2015 учебный год:

  1. Продолжать осуществление образовательной, просветительской, информационной, культурологической и иных видов деятельности среди подростков и молодежи.
  2. Вовлечение учащихся в работу научно-практических конференциях; к участию в муниципальных, краевых, российских и международных конкурсах.
  3. Формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности православной традиции, воспитание в духе почитания православных традиций и культуры своего народа.

 

Районный Кабинет профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни

Специалистами районного Кабинета профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи за 2013-2014 учебный год профилактической работой охвачено 6482 человека. Из них: учащиеся – 3928, родители – 617, педагоги – 142, студенты – 385, население, участвующее в акциях 1410 человек.

Методическая тема, над которой работали  специалисты кабинета: «Воспитание экологии взаимоотношений подростов из асоциальной среды через дополнительное образование»:

— «Воспитание экологии взаимоотношений подростов в социуме как важный фактор становления личности»;

— «Экология личности и ее души»;

— «Роль индивидуальной работы в воспитании экологии взаимоотношений»;

— «Влияние врачебной индивидуальной работы на здоровье школьника».

Основными направлениями работы Кабинета являются: профилактическое, медицинское, просветительское, психолого — педагогическое, диагностическое, коррекционное и индивидуальное.

 

Охват учащихся города и района, педагогов и родителей

профилактической работой

 

 

 

За истекший период заведующей кабинетом Ворона О.Н., педагогом-психологом Долговой И.Н., методистом Белинской И.Н., специалистами совместителями Асташкиной Г.Ю., Новиковой Т.В.  проведено: районных семинаров – 5, «круглых столов» — 3,  родительских лекториев – 13, медицинских гостиных – 2, акций – 8, дней здоровья – 2, конкурсов – 4, кинолекториев – 6, агитавтобусов – 2, бесед – 32, тренингов – 20.

Профилактической работой специалистов Кабинета в этом учебном году охвачено 4313 учащихся и студентов. Формы работы включали  в себя беседы, тренинги, акции, круглые столы, медицинские гостиные, конкурсы, дни здоровья, агитавтобусы.

Среди учащихся пользуются популярностью  акции, в рамках которых дети демонстрируют свое отношение к вредным привычкам и неравнодушие к здоровью  подрастающего поколения: «ЗОЖ», «Школа без сигарет», «Мама, не кури!», «Не курю.ru», агитавтобус «Наша школа против наркотиков», «Как не стать жертвой наркотика», «Телеграмма папе», агитавтобус «Все, что тебя касается», «Скажи сигарете НЕТ!».

Специалистами Кабинета успешно проведены 4 районных конкурса: видеороликов, стихов «Счастье здоровой жизни», агитбригад «Наша школа против наркотиков», газет «Здоровье – это…», семинары для классных руководителей, социальных педагогов «Безопасность детей», «Ступени к экзамену», «Асоциальное поведение учащихся», «Домашнее задание на лето», «Индивидуальная работа и ее итоги».Все семинары проведены на высоком методико-практическом уровне. К сожалению, явка педагогов на районные семинары очень слабая.

Родительские лектории одна из основных форм работы Кабинета. Темы их разнообразны: «Конфликты в детском коллективе», «Нагрузка детей и здоровье», «Добровольное тестирование на употребление ПАВ», «Первичная профилактика ПАВ», «Здоровье детей», «Воспитание ответственности», «Ох, уж этот компьютер!», «Поощрение и наказание», «Сигарета-убийца», «Вредные истоки и их привычки», «Здоровье моего ребенка», «Культура здорового образа жизни», «Безопасное лето». Охват родителей составил 617 человек. Лектории проведены на высоком профессиональном уровне. Отзывы родителей и педагогов об уровне организации и проведении подобных мероприятий всегда положительные.

Но есть проблемы проведения профилактической работы специалистами Кабинета в сельских школах:

— проблемами предоставления  транспорта,

— скрытие  информации некоторых ОО  о детях из семей социального риска и подростках, состоящих на учете  за совершение какого-либо правонарушения.

Методическая тема отдела: «Профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни – важная составляющая экологии души подрастающего поколения».

Задачи на 2014 – 2015 учебный год:

  1. Совершенствовать профилактическую работу среди несовершеннолетних, уделив приоритетное внимание   формированию толерантных отношений, противостоянию алкоголя, табаку, наркотикам, суицидальным настроениям.
  2. Вовлечение учащихся в работу научно-практических конференциях; к участию в муниципальных, краевых, российских и международных конкурсах.
  3. Продолжать работу по вовлечению учащихся общеобразовательных организаций  района в волонтерское движение.
  4. Организация районной «Школы вожатых».

 

Летняя оздоровительная кампания

На высоком педагогическом уровне была проведена летняя оздоровительная компания, в организации которой приняли участие все педагоги Центра.

С 16 июня  по  6 июля 2014 года на базе центра действовал лагерь с дневным пребыванием «Солнцеград».Лагерь посещали   воспитанники ДЭБЦ и учащиеся образовательных организаций  Крымского района в количестве 40 человек в возрасте от 7  до 16 лет.

Питание учащихся организовано на базе МБОУ СОШ № 25. В штате лагеря  было задействовано 16 сотрудников ДЭБЦ, прошедших санитарный минимум и медицинское обследование с допуском к работе.

Вся работа в лагере дневного пребывания «Солнцеград» имела физкультурно-спортивную и эколого-биологическую направленность и проходила под девизом   «Здоровые дети — здоровая страна». Среди  детей выбран актив лагеря (Мэр города Солнцеград, представители в министерства культуры, здоровья, спорта, досуга, науки, порядка, редколлегии, командиры отрядов).

Воспитатели лагеря  И.А.Филиппова,  И.Н.Долгова,  Т.В. Волкова, В.П. Мысик, И.В. Белинска, Е.Л. Суркова, С.Н. Тузовская, Л.Л. Кольца, Л.И. Евдокимов, И.Н. Параскевиди, А.Ф. Крутоголовенко,  З.И. Вартанова,  А.Н. Рекашова,  начальник лагеря С.Д. Матирная, организовали и провели для детей ряд интересных и познавательных мероприятий: конкурсы рисунков и плакатов  «Моя любимая Родина»,  «Путешествие на зеленый свет», в защиту окружающей среды; практические занятия по туризму, кинолектории «Здоровым быть здорово!», «Притчи о душе»;  акции «Парки Кубани», «Мы выбираем жизнь!», «Экологическая тропа»; творческие занятия и литературные гостиные «Население Кубани в различные исторические эпохи»,  «Жанры Кубанского фольклора»,«Многообразие эко систем Кубани», проблемы экологической среды, «Как создавались рукописные книги в древней Руси»; защита проектов «Мы — будущее страны!»,  флешмоб «Танцующая молодежь»; часы безопасности; трудовые десанты.

Произведено взаимопосещение  лагерей дневного пребывания МБОУ СОШ № 9 , тематических площадок «Радуга» и «Волонтер» при МБОУ ДОД ДЭБЦ,  дети посещали  ФОК, играли и состязаясь в эстафетах и футболе.

Для воспитанников лагеря «Солнцеград» организованы экскурсии  и поездки в пожарную часть МЧС г. Крымска, в ст. Нижнебаканскую к памятникам воинам ВОВ, в с. Новокрымское «Десять птиц в багровом небе»,  на родник  «Святую ручку», к памятникам воинам ВОВ в с. Экономическое, в с. Киевское к «Бабушке-Вышке».

С 16 по 27 июня 2014 года на базе районного кабинета духовно-нравственной культуры  МБОУ ДОД ДЭБЦ проходила летняя тематическая площадка «Радуга».

На площадке работали педагоги В.А. Неверова и Е.Л. Суркова.

Во время проведения площадки «Радуга» для детей были организованы экскурсии: в Свято-Казанский храм города Крымска, к источнику Святая ручка (поселок Неберджай), в поселок Школьный к целебному источнику и в храм Донской иконы Божией Матери, а также экскурсия «Туристскими тропами по родному краю».

Воспитанники приняли участие в  тематических беседах-презентациях «Что же значит – настоящий верный друг?», «Храм – Небо на земле», «Алтарь», «Память сердца», «Православные праздники. Праздник  Всех святых, в земле Российской просиявших», «Моя семья в истории моего Отечества», кинолекториях «Суметь преодолеть себя», «Святые покровители семьи»  (к  700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского),  «Заповеди блаженств – рецепты счастья», «О терпении и послушании», «Святые источники России».

В рамках проведения  конкурсов  «Сами ставим спектакли о терпении и послушании», «Тематических рисунков» воспитанники с удовольствием участвовали в музыкальных занятиях, разучивали детские православные песни, рисовали, раскрашивали, делали аппликации, готовили открытки.

Беседы о Православии и защите Отечества, празднике  Всех святых, в земле Российской просиявших, христианских добродетелях, об устройстве храма и красоте храмовой православной культуры провели отец  Владимир, отец Александр. Дети не только с интересом слушали батюшек, но и задавали вопросы, делились своими впечатлениями о пребывании на площадке.

С 23 июня по 4 июля 2014 года на базе районного кабинета профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни МБОУ ДОД ДЭБЦ проведена летняя тематическая площадка «Волонтер».

На площадке работали педагоги О.Н. Ворона, заведующая кабинетом профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни, И.Н. Долгова, педагог-психолог  и И.В. Белинская, методист кабинета.

Во время проведения площадки волонтерская группа 24, 25, 30 июня, 2, 3 июля провела акцию  «Лето без ошибок» в  образовательных организациях муниципального образования Крымский район:  МБОУ  СОШ  № 10   ст.  Неберджаевской,     МАОУ  СОШ  №  11  ст. Нижнебаканской,      МБОУ  ООШ  №  23 х. Красного,  МБОУ  СОШ №  44  х. Новоукраинского,   МБОУ  СОШ  № 45 п. Саук-Дере,  МБОУ  СОШ № 2, 9, 20 и МБОУ гимназия № 7 города Крымска.  Акция  включали в себя темы о вредных привычках, правилах дорожного движения, безопасности в быту и общественных местах.

Волонтеры демонстрировали детям свою активную жизненную позицию  в ярких творческих выступлениях о пользе ЗОЖ и флеш-моб «Я за здоровый образ жизни», проводили  игры с детьми на спортивных площадках.

26 июня в парке консервного комбината состоялась акция «Скажи наркотикам  НЕТ!», в рамках которой волонтеры  продемонстрировала жителям города и воспитанникам школьных лагерей дневного пребывания МБОУ СОШ № 9, 24 и ДЭБЦ  флеш-моб «Я за здоровый образ жизни!» и  литературную заставку «Тревожный колокол», рассказывающую о страшной статистике роста зависимых подростков от наркотиков.  Раздали листовки на тему борьбы с наркоманией и собрали подписи, провели с детьми конкурс рисунков на асфальте «Мы за здоровый образ жизни» и спортивное ассорти.

Воспитанники площадки приняли участие в экспедициях  «Вода» и  «Влияние горного ландшафта на здоровье местного жителя» в п. Саук-Дере и с. Новокрымское, трудовом десанте  «Чистый берег»,  акции  «Помоги дереву» в микрорайоне «Озерки».

По просьбе настоятеля Свято-Михайло-Архангельского храма отца Сергия волонтеры организовали акцию, посвященной государственному празднику «Дню семьи, любви и верности», раздали буклеты духовно-нравственного содержания и провели разъяснительные беседы с населением, посетили родник «Святая ручка». Дети познакомились с историей открытия родника, свойствах воды и историей православия.

Материально-техническая  часть

В течение  2013 – 2014 учебного года улучшилась материально-техническая оснащенность центра. В декабре 2013 года на поступившие 258 тысяч  по ЧС мы приобрели:

Принтеры цветные  — 3 шт.,

мультимедийный проектор – 1 шт.,

цифровой фотоаппарат – 5 шт.,

ноутбук – 5 шт.,

магнитола – 1 шт.,

доска-флитчарт – 1 шт.,

кафедра – 1 шт.,

настенные полки – 14 шт.

С декабря по март долго и тяжело продвигался ремонт подвального помещения и замены кровли. Выделено на ремонт (деньги ЧС)   кровли – 793 тысячи рублей, подвала – 1млн.123 тысячи рублей. Как вы знаете,  ремонт кровли завершен, подвал —  не закончен, составлены новые проектные документы для его завершения.

С большой благодарностью хочется отметить помощь предприятия «Системный алюминий». Так, в июне выделена спонсорская помощь в размере 40 тысяч рублей, которые пошли на благоустройство летнего лагеря дневного пребывания, на покупку  канцелярских, игровых и хозяйственных товаров, металло профиль для мусорного бака.

Нельзя не отметить помощь родительского комитета в лице председателя Григорян, и родителей Кулевой,  Немцевой,  Габаташвили, которые  вышли на индивидуального предпринимателя  Алика Арзиева и оказали   спонсорскую помощь в заливке площадки под мусорный бак.

 

Выводы:

Весь образовательно-воспитательный процесс выстраивается на основе развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.

Сегодня ДЭБЦ, как и другие учреждения дополнительного образования детей  находится в состоянии поиска новых систем, методик, методов, программ, основанных на инновационных подходах, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов в рамках современных требований.

Свою задачу на новый учебный год педагогический коллектив видит в создании такой педагогической среды, такого педагогического опыта, такого педагогического дизайна, которые развивали творческую активность как учащихся, так и педагогов.

Современные образовательно-воспитательные тенденции должны составлять основу деятельности каждого педагога  по реализации общеразвивающих программ, научно- исследовательской деятельности, применению инновационных технологий, интеграции  дополнительного образования. В связи с этими подходами определяется (предлагается)  единая педагогическая тема образовательного процесса на новый учебный год: «Инновационная деятельность педагога как важный фактор развития образовательной системы».

Единая воспитательная тема «Воспитание творческой, интеллектуально развитой личности на основе высших духовно — нравственных начал».

 

Официальный сайт Следите за нами RSS

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru