Деятельность районного Кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи

Управление образованием

администрации муниципального образования Крымский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

города Крымска Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

Деятельность районного Кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи в стабилизации проблемы вредных привычек в подростковой среде

Детского эколого-биологического центра управления образования

администрации муниципального образования Крымский район

(за период с октября 2006 по декабрь 2011 года)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы: Коллектив специалистов районного кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи:-        Селегененко Г.П., методист по НИР;

—        Соловьева  О.С., педагог-психолог;

—        Соколов Е.А., педагог-психолог;

—        Аванесова С.С. социальный педагог;

 

Заведующая Кабинетом: Ворона Ольга Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крымск 2012 год

 

Районный Кабинет профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи функционирует с 01.09.2006 года на основании письма  департамента образования и науки Краснодарского края от 27.04.2006 г. № 04-01/276 и приказа управления образованием администрации муниципального образования Крымский район от 19.06.2006 г. №458/1-од.

В состав кабинета входят:

—        Ворона Ольга Николаевна, заведующая районным кабинетом профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи, муниципального бюджетного образовательного учреждения  дополнительного образования  Детского эколого-биологического центра.

—         Новикова Татьяна Владимировна, врач психиатр-нарколог специализированного  отделения  поликлиники муниципального учреждения Крымской  городской больницы.

—        Асташкина  Галина Юрьевна, детский и подростковый гинеколог специализированного  отделения  поликлиники муниципального учреждения Крымской  городской больницы.

—        Соловьева Ольга Сергеевна, психолог, муниципального бюджетного образовательного учреждения  дополнительного образования  Детского эколого-биологического центра.

—        Аванесова Светлана Сергеевна, социальный педагог, районного кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи, муниципального бюджетного образовательного учреждения  дополнительного образования  Детского эколого-биологического центра.

—        Соколов Евгений Александрович, педагог-психолог районного кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи, муниципального бюджетного образовательного учреждения  дополнительного образования  Детского эколого-биологического центра.

—        Волкова Тамара Владимировна, медик-гигиенист районного кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи,   муниципального бюджетного образовательного учреждения  дополнительного образования  Детского эколого-биологического центра.

—        Селегененко Галина Пантелеевна, методист Центра по НИР районного кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи, муниципального бюджетного образовательного учреждения  дополнительного образования  Детского эколого-биологического центра.

 

Актуальность открытия Кабинета. Результаты всероссийской диспансеризации школьников показали, что более 60% учащихся имеют различные заболевания. Лишь у 10% молодежи уровень физического развития и здоровья близок к норме. За последние три года количество лиц, употребляющих психоактивными веществами, возросло в 12 раз. В Крымском районе  ситуация не менее тревожная.

В связи с увеличением числа детей, подростков и молодежи,  вовлеченных в антисоциальную среду в Крымском районе, возникла   необходимость проведения экстренных профилактических мер по предупреждению  социально опасных заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Появилась потребность в оказании квалифицированной помощи  участникам муниципальной образовательной системы данной направленности. Она включает в себя следующие направления деятельности: пропаганду здорового образа жизни (физического, психического и нравственного), профилактику злоупотребления психоактивными веществами (наркотиков, алкоголя, табака)  и ВИЧ-инфекции;   основы нравственного воспитания подростков (профилактика проституции и заболеваний, передающихся половым путем).  Необходимо партнерство при оказании медико-психолого-социально-педагогической помощи с использованием системной профилактики и реабилитационной деятельности детей. В Детском эколого-биологическом центре города Крымска были созданы необходимые условия для реализации программы по созданию и работе Кабинета профилактики.

В соответствии с письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 27 апреля 2006 года № 04-01/276 и Примерным положением о кабинете профилактики наркомании, на основании приказа Управления образованием  муниципального образования Крымский район от 9 июня 2006 года №458/1-од на базе Детского эколого-биологического центра открыт районный кабинет профилактики наркомании, пропаганды здорового образ жизни среди детей, подростков и молодежи.

Было разработано Положение о кабинете профилактики наркомании   и Программа деятельности кабинета профилактики по реализации комплексной системы мер первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей, подростков и молодежи.

 

Основы работы Кабинета.

Созданы условия, материальная база и идет  реализация   модифицированной  программы Кабинета «Спасем детей, спасем Россию». Комплексное медико-психолого-социально-педагогическое взаимодействие всех специалистов Кабинета и  образовательных учреждений предполагает работу с личностью на всех ее уровнях – физическом, эмоциональном, когнитивном. Оно обеспечивает эффективного процесса по выработке психологического иммунитета к негативному воздействию социальной среды, профилактику, раннее выявление и диагностику психологической готовности к употреблению ПАВ, своевременный, дифференцированный подход с учетом   пола и возраста,  оказание  квалифицированной помощи.

 

Цель работы районного Кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи:

—        организация и обеспечение реализации комплексной системы мер первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей, подростков и молодежи, пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

—        психолого-педагогический и социальный анализ ситуации, сложившейся в образовательном учреждении, городе и районе;

—        обучение педагогов, социальных педагогов и психологов технологиям проведения профилактической работы с учащимися;

—        ведение информационно-просвятительной работы по пропаганде здорового образа жизни, первичной профилактике злоупотребления ПАВ и нравственному воспитанию подростков;

—        проведение семинаров, «круглых столов», тренингов по вопросам нравственного воспитания, профилактике вредных привычек

Направления  деятельности:

  1. пропаганда здорового образа жизни (физического, психического и нравственного здоровья);
  2. первичная профилактика вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, наркомании), профилактика ВИЧ—инфекции;
  3.  основы нравственного воспитания подростков (профилактика детской проституции, ранних абортов, заболеваний, передающихся половым путем);
  4. психологическая помощь и поддержка;
  5. волонтерская деятельность;
  6. индивидуальная консультационная и коррекционная работа;
  7. просвещение и образовательная деятельность;
  8. организационно-управленческая деятельность в системе профилактики.

 

Специалисты Кабинета врач  психиатр-нарколог, детский подростковый гинеколог, врач-гигиенист, психолог, социальный педагог оказывают услуги по следующим направлениям:

—        организация мероприятий по первичной профилактике злоупотребления ПАВ, пропаганде здорового образа жизни;

—        информационно-образовательная работа с детьми, родителями и педагогами;

—        диагностическая и коррекционная работа с учащимися и родителями.

—        Индивидуальные консультации.

 

Программа «Спасем детей – спасем Россию»

В течение  последних лет в рамках районного Кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи действует программа «Спасем детей — спасем Россию» (поддержка детей семей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Основанием для разработки программы является Закон Краснодарского края «Об основных направлениях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Краснодарского края» от 19 октября 2005 года, Закон № 1539-КЗ от 21.07.2008 г «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», Губернаторская стратегия «Будьте здоровы».

Программа «Спасем детей – спасем Россию» стала дипломантом краевого конкурса «Дети Кубани против наркотиков» и получила гран-при в номинации «Социальный проект». Кабинет принял участие в конкурсе программ по профилактике наркомании и наркопреступности, социальной реабилитации больных наркоманией. Как результат участия в конкурсе — программа признана лучшей в региональном отборе конкурса среди негосударственных организаций по Южному Федеральному Округу и отмечена Почетной грамотой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Цель Программы: объединение усилий педагогов, родителей и общественности в деле сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья детей, подростков и молодежи.

Работая по этой программе  Кабинет профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи

—        взаимодействует с образовательными учреждениями города и района, с органами системы профилактики наркомании, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с учреждениями здравоохранения, со СМИ;

—        подключает к совместной деятельности по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни общественные движения, организации и граждан;

—        формирует мобильную и эффективную систему консультативной и методической помощи образовательным учреждениям с целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов;

—        сотрудничает и расширяет поля позитивного общения с семьей, реализует планы по организации совместных дел родителей и детей, организует психолого-педагогического просвещение родителей;

—        формирует у детей  и подростков личностные ресурсы, обеспечивающие развитие социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;

—        расширяет возможности доступа детей и молодежи к консультативной помощи, профилактической поддержке;

—        изучает и распространяет позитивный опыт работы по вопросам оздоровления и профилактики асоциального поведения детей и молодежи, выпускает методические рекомендации, сценарии культурно-массовых мероприятий, материалы из опыта работы.

 

Планируются и проводятся различные  мероприятия, которые направлены на реализацию комплексной системы мер первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей, подростков и молодежи, пропаганда здорового образа жизни (Перечень мероприятий  представлены в Приложении 3).

В рамках данной программы постоянно ведется:

  1. Работа с педагогами: организация обучающих семинаров и практикумов для:

—        зам. директоров по воспитательной работе;

—        педагогов – психологов;

—        социальных педагогов;

—        классных руководителей.

  1. Работа с семьями:

—        организация медико-психолого-педагогического всеобуча;

—        лекции, тренинги, консультации врачей и психолога; (совместно с УСЗН, УО, ЦРБ);

—        проведение лекториев для детей и родителей «Мы вместе»;

—        привлечение воспитанников волонтерского объединения «Смена» и научно-исследовательского объединения «Поиск» в проведении практических мероприятий с детьми и родителями.

  1. Организационно-массовая работа с учащимися:

—        проведение с детьми и подростками бесед, «круглых столов», тренингов, семинаров, лекториев и т.д.;

—        проведение районного экологического форума «Здоровое поколение – здоровая нация»;

—        организация оздоровительно-профилактической смены в летнем экологическом лагере «Солнцеград» (Совет Кабинета, УО, ОДМ);

—        трудовая занятость подростков в летнее каникулярное время (ОДМ, УО).

  1. Организационно-методическая работа:

—        подготовка тематических теле и радио передач;

—        публикация статей в газетах и журналах краевого и муниципального уровня;

—        подготовка и выпуск тематической печатной продукции (буклеты, методические пособия, памятки, рекомендации).

 

В процессе ведения такой профилактической работы можно выделить следующие  направления:

  1. Создание эффективной системы взаимодействия Кабинета с образовательными учреждениями города и района, с органами системы профилактики наркомании, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с учреждениями здравоохранения, со СМИ.
  2. Повышение психолого-педагогической компетентности специалистов ОУ, приобретение практических навыков для формирования определенного типа поведения у детей.
  3. Установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
  4. Повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании.
  5. Приобретение  подростками позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни.
  6. Повышение самооценки путем приобретения опыта участия детей в конкурсах, конференциях, фестивалях.
  7. Распространение позитивного опыта работы через СМИ, печатные издания.

 

Большую роль в работе Кабинета играет психологическая служба. Профилактические мероприятия, проводимые со школьниками, заключаются в формировании у детей умений и навыков психологической защиты от вовлечения в антисоциальную деятельность. В этом направлении комплексное взаимодействие всех специалистов Кабинета и  образовательных учреждений предполагает работу с личностью на всех ее уровнях – физическом, эмоциональном, когнитивном. Смысл профилактической работы состоит в том, чтобы посредством знаний психологии личности, возрастных закономерностей развития психических процессов школьников  не дать возникнуть типичным проблемам в кризисных этапах развития детей, в ситуациях адаптации, обучения, профессионального самоопределения и общения.

Целью профилактической работы психолога является   обеспечение и сохранение психического и психологического здоровья детей и подростков. Основной задачей специалистов является развитие у подростков способности думать о себе так, чтобы проблемы обозначались как задачи, которые имеют решение, учить, не теряться в новой обстановке, проявлять инициативу в общении, принимать самостоятельные  решения в трудной ситуации, развивать коммуникативные и организаторские способности.  В этом направлении успешно проводит  работу педагог-психолог Кабинета. В своей работе психолог руководствуется следующими задачами:

—        создание социально-психологических условий для успешного развития детей и подростков;

—        развитие творческих способностей воспитанников, психологическое сопровождение одаренных детей;

—        развитие успешной личности посредством создания ситуации успеха;

—        помощь в социальной адаптации детям из семей социального риска и находящихся в сложной жизненной ситуации.

Система работы психолога отражается:

—        в групповой и индивидуальной развивающей и профилактической работе с учащимися;

—        в консультативно-просветительской работе с родителями и детьми;

—        в консультативной и организационно-методической работе с педагогами;

—        в мониторинге психологического развития учащихся;

—        в психологическом сопровождении проектной и научно-исследовательской деятельности воспитанников;

—        в психологическом сопровождении волонтерской деятельности воспитанников.

 

Групповая и индивидуальная развивающая работа с воспитанниками и учащимися заключается в проведении развивающих, коррекционных занятий, занятий с элементами тренинга на различную тематику (в соответствии с годовым планом или заявками города и района). Основной акцент делается на треннинговых занятиях. Групповые треннинговые занятия способствуют выработке необходимых навыков и стратегий поведения воспитанников и учащихся образовательных учреждений.

Основная тематика треннинговых занятий проводимых с учащимися и воспитанниками:

—        профилактика вредных привычек;

—        ориентация на здоровый образ жизни и положительное отношение к себе;

—        развитие личностных ресурсов;

—        ориентация подростков на семейные ценности;

—        оптимизация взаимоотношений детей и родителей;

—        обучение способам выхода из стрессовой ситуации и эффективного разре­шения проблем;

—        формирование навыков успешного взаимодействия в различных социальных ситуациях, достижения поставленной цели и выстраивания конструктивных отношений в обществе;

—        экология человеческих взаимоотношений;

—        развитие успешной личности посредством создания ситуаций успеха;

—        развитие лидерских качеств личности.

С детьми и подростками проводятся семинары-практикумы на актуальные темы:

—          развитие творческих способностей;

—          развитие коммуникативных качеств;

—          выработка навыков уверенного поведения;

—          повышение самооценки и развитие положительного самоотношения;

—          выработка навыков адекватного поведения в конфликтных ситуациях;

—        формирование навыков стресспреодолевающего поведения.

Индивидуальная работа с детьми и подростками проводится в форме консультации по различным вопросам, в частности личностного характера:

—        неуспеваемость ребенка в школе;

—        трудности во взаимоотношениях с родителями и детьми;

—        детская ложь;

—        повышенная агрессивность;

—        конфликты детей в школе с учителями и одноклассниками;

—        нравственно-педагогические проблемы и т.д..

Консультативно-просветительская работа с родителями показывает взаимодействие психолога с семьями учащихся образовательных учреждений города и района.

Общая цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям – в создании социально-психологических условий для развития семьи, посредством формирования ответственности родителей по отношению к своему ребенку, привлечении их к сотрудничеству и эффективному взаимодействию.

С родителями проводится большая консультативно-просветительская работа, которая включает в себя различные мероприятия, такие как:

—        регулярные родительские собрания (цель: ознакомление родителей с актуальными проблемами и успехами детей, результативностью обучения ребенка);

—        родительские лектории и конференции (цель: укрепление детско-родительских отношений);

—        семинары для родителей «Мы вместе» (цель: оказание информационной и консультативной помощи родителям в вопросах оптимизации отношений в семье);

—        деятельность субботнего семейного клуба «Лада» (цель: создание благоприятных психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развития и укрепления партнерских отношений между ними);

—        медико-психолого-педагогический всеобуч для родителей и детей из семей «группы риска» (цель: объединение усилий психологов, социальных педагогов ОУ города и района, медицинских работников и родителей в совместной профилактической работе по сохранению здоровья детей, а также формированию условий нормальной жизнедеятельности семьи).

 

Воспитанники младшего звена ежегодно совместно с родителями принимают участие в районной научно-практической конференции «Эврика». Данная форма взаимодействия помогает не только развивать познавательные процессы ребенка (память, внимание,  наглядно-действенное и словесно-логическое мышление, восприятие), но способствует укреплению отношений в системе «родитель-ребенок».

Индивидуальная работа заключается в проведении индивидуальных консультаций  и коррекционно-развивающих занятий совместно с родителей и ребенком.

Консультативная и организационно-методическая работа с педагогами демонстрирует взаимодействие психолога и педагогов, а также учителей и специалистов образовательных учреждений города и района.

При работе с педагогами психолог осуществляет 2 вида работы: психологическое консультирование и просвещение.

Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание.  Прежде всего,  речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

—        эффективно организовать учебный процесс;

—        построить взаимоотношения с воспитанниками и коллегами на взаимовыгодных началах;

—        осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими специалистами.

Психологическое просвещение педагогов успешно осуществляется благодаря проведению обучающих семинаров.

Например, таких как Школа педагогического мастерства «Успех», целью которой является оказание информационной помощи педагогам в вопросах совершенствования профессионального педагогического мастерства, психологической компетенции, оптимизации учебного процесса и повышения успешности обучения воспитанников.

Систематически проводятся методические советы, в рамках которых психолог оказывает педагогам необходимую психолого-педагогическую помощь при решении вопросов методического характера.

Для социальных педагогов и психологов образовательных учреждений города и района раз в квартал проводится семинар-практикум, целью которого является оказание практической помощи в вопросах работы с трудными подростками, профилактики наркотизации подрастающего поколения и формирования здоровой личности.

С педагогами также проводятся индивидуальные консультации по вопросам проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия воспитанников, а также разрешения межличностных конфликтов в отношениях педагога с воспитанниками, родителями или коллегами.

Психологом постоянно проводится психологическая диагностика воспитанников и учащихся, а также мониторинг психологического развития.

Цели данного блока:

—        выявить психологические причины и проблемы, трудности в обучении и воспитании отдельных детей;

—        определить особенности развития их интересов, способностей,  склонностей.

 

Психологический мониторинг помогает проследить в течение определенного времени развитие индивидуально-психических особенностей детей и подростков, а также определить перспективу дальнейшей диагностической работы психолога.  Мониторинг проводиться систематически 2-3 раза в год.

Психологическое сопровождение проектной и научно-исследовательской деятельности воспитанников  помогает  вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.

Работа психолога направлена на формирование у воспитанников творческого мышления, практической и профориентационной направленности, опыта научно-исследовательской деятельности.

Занимаясь научно-исследовательской и проектной деятельностью, воспитанники не только пишут научные работы, но и имеют возможность:

—        участвовать в крупных районных и краевых  мероприятиях (конференциях, конкурсах);

—        готовить статьи в газеты краевого и районного уровней;

—        проводить тематические занятия, «круглые столы», деловые игры с привлечением специалистов образовательных учреждений города и района;

—        профессионально определиться в области науки и поисково-исследовательской деятельности;

—        воспитать в себе активную жизненную позицию;

—        общаться с ровесниками, приобретать новых друзей, постоянно самосовершенствоваться.

Научно-исследовательская деятельность

—       помогает профориентировать воспитанников, определиться с выбором профессии;

—       способствует в будущем успешному поступлению в ВУЗы края и России.

 

Актуальность психологической работы в рамках деятельности Кабинета очевидна

—        за период с октября 2006 по декабрь 2011 года психологом охвачено 13695 человек – учащихся образовательных учреждений города и района, педагогов и родителей;

—        в семинарах, всеобучах было задействовано1450 человек;

—        беседы и лекции проведены с 13565 детьми и подростками;

—        индивидуальные консультации даны 2092 человекам;

—        в «круглых столах» приняли участие 550 учащихся и педагогов;

—        в треннинговых занятиях было задействовано 6038 учащихся.

 

Дополнением работы психолога является работа социального педагога.

Возможность достижения в перспективе социальной гармонии, экологического равновесия и общего благосостояния напрямую зависит от ценностей, которые будут привиты детям, от того, в каких условиях они будут жить и воспитываться. Социальный педагог  помогает разрешить и  преодолеть педагогические ошибки и конфликтные ситуации во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупредить возможность конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечить развитие и воспитание детей в семьях «группы риска»;  помогает формировать социальный статус, удерживающий подростков.

Целью деятельности социального педагога является создание для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, медицинских, психологических, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку:

—        социально-информационная помощь направлена на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

—        социально-реабилитационная помощь направлена на оказание реабилитационных услуг по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

—        социально-бытовая помощь направлена на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в  семьях группы риска;

—        социально-психологическая помощь направлена на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношений с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;

—        социально-педагогическая помощь направлена на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую безнадзорность, обеспечение развития и воспитание детей в семьях группы риска.

 

Групповая и индивидуальная развивающая работа социального педагога с воспитанниками и учащимися заключается в проведении развивающих, коррекционных занятий, занятий с элементами тренинга на различную тематику (в соответствии с годовым планом или заявками ОУ города и района), дискуссий, круглых столов, диагностических, информационно-познавательных бесед.

 

Основная тематика занятий проводимых с учащимися и воспитанниками:

—        профилактика вредных привычек;

—        ориентация на здоровый образ жизни и положительное отношение к себе;

—        развитие личностных ресурсов;

—        ориентация подростков на семейные ценности;

—         оптимизация взаимоотношений детей и родителей;

—         обучение способам выхода из стрессовой ситуации и эффективного разре­шения проблем;

—        формирование навыков успешного взаимодействия в различных социальных ситуациях, достижения поставленной цели и выстраивания конструктивных отношений в обществе;

—        развитие толерантности;

—        обучение методам сопротивления давлению;

—        выработка положительных жизненных ценностей.

С детьми и подростками проводятся семинары-практикумы на актуальные темы:

—        развитие творческих способностей;

—        развитие коммуникативных качеств;

—        выработка навыков уверенного поведения;

—        повышение самооценки и развитие положительного самоотношения;

—        выработка навыков поведения в конфликтных ситуациях;

—        профессиональное самоопределение.

 

Постоянно ведется консультативно-просветительская работа социального педагога  с семьями учащихся  образовательных учреждений города и района, которая включает в себя различные мероприятия, такие как:

—              регулярные родительские собрания;

—              семинары для родителей;

—              педагогические всеобучи для родителей и детей из семей «группы риска»;

В ходе работы  мы столкнулись со следующими причинами  отсутствия взаимопонимания между родителями и детьми, которое  кроется в том, что:

—        родители имеют тенденцию перекладывать большую часть своих обязанностей на старших детей, вследствие чего возникают конфликтные ситуации в семье, школе, в кругу сверстниках;

—        родители не проявляют должного интереса к досугу своих детей, совместному времяпровождению, а это в свою очередь приводит к возникновению молодежных неформальных объединений,  таких как  готы, ЭМО, паркур, твиги, рокеры, панки и т.п.;

—        взрослым подчас безразличны сфера увлечений и интересов своих детей: какие фильмы нравятся ребенку, с кем он дружит и общается, сколько времени проводит за компьютером, что творится в его мобильном телефоне и т.д.

 

Уважительное отношение к своему здоровью, формирование здорового, трезвого образа жизни необходимо начинать с самого раннего детства. Мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе многих проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. Актуальной задачей взрослых на сегодняшний день  является обучение школьников бережному отношению к своему здоровью. Значимое место в мотивации здорового образа жизни необходимо уделять первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами в  работе с детьми, подростками и молодежью, так как они более подвержены воздействию табакокурения, алкоголизму и наркотикам в силу своих возрастных особенностей.   Назревает острая необходимость проведения комплекса профилактических мероприятий, направленных на развитие умения делать самостоятельный выбор и находить такие формы поведения, которые дают возможность эффективно преодолевать жизненные трудности. Важна  для ребенка встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Активную работу по первичной профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни успешно ведет врач психиатр-нарколог.

 

Профилактические подходы в работе  врача психиатра – нарколога

 

Профилактика зависимостей

 

 

 

 

 

Направлена на снижение влияния факторов риска

Направлена на усиление действия факторов, которые понижают восприимчивость к болезни

 

 

 

 

 

Первичная профилактика – предупреждение начала употребления ПАВ.

Вторичная профилактика – направлена на лиц, у которых уже есть эпизодическое употребление ПАВ.

Третичная профилактика – проводится с больных людьми с целью предупреждения рецидивов.

 

ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ:

  1. Семейная сплоченность;
  2. Средний и высокий уровень доходов в семье;
  3. Высокое качество медицинской помощи;
  4. Низкий уровень преступности в населенном пункте;
  5. Высокий интеллект, устойчивость к стрессу;
  6. Высокая самооценка и соблюдение норм общества.

 

ПОДХОДЫ:

  1. Основанный на распространении информации о наркотиках (вред здоровью, негативные последствия):

—        влияние злоупотребления ПАВ на организм человека, статистические данные;

—        запугивание (устрашающая информация);

—        информация об изменении личности, проблемах.

  1. Основанный на аффективном (эмоциональном) обучении:

—        повышение самооценки;

—        определение значимых личностных ценностей;

—        развитие навыков распознавания и выражения эмоций;

—        формирование способности справляться со стрессом.

  1. Основан на роли социальных факторов (социальное давление):

—        тренинги устойчивости к негативному социальному давлению;

—        «Прививки» против воздействия СМИ;

—        обучение родителей (влияние на подростков);

  1. Основан на формировании жизненных навыков – повышение устойчивости к употреблению ПАВ:

—        повышение индивидуальной компетентности;

—        повышение устойчивости к социальным влияниям;

—        обучение личностным и социальным навыкам.

  1. Основанный на альтернативной употреблению наркотиков деятельности:

—        предложение позитивной активной деятельности, вызывающей       положительные эмоции;

—        создание групп поддержки молодых людей;

—        поощрение;

  1. Основанный на укреплении здоровья.
  2. Интегративный – комбинация перечисленных стратегий.

 

В последние годы в связи с неблагоприятными демографическими сдвигами усилился интерес к репродуктивному здоровью детей и подростков, поскольку именно с подростками связана надежда на улучшение качества здоровья ближайшего поколения. На сегодняшний день жизнь  подсказывает необходимо учитывать особенностей полового развития детей в более раннем возрасте. Нельзя упускать время и возможность решать должным образом сложные вопросы полового, а значит и нравственного воспитания. Вопросами полового воспитания  детей, подростков и молодежи активно занимается  детский и подростковый гинеколог. Об эффективности работы специалиста можно судить по возросшему интересу к вопросам полового воспитания со стороны школьников и их родителей. Возникает все большая необходимость в получении психолого-педагогических знаний взрослыми и умении грамотного освещения вопросов полового воспитания.

 

Медицинская профилактика проводится в двух направлениях:

  1. Реализация общих задач направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение социально  ценных поведенческих  норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию; развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий.
  1. Реализация  специфических  задач связана с формированием у детей представления о негативном воздействия ПАВ  на физическое здоровье человека и его социальное благополучие, готовности отказаться от любых форм использования ПАВ;  с развитием отрицательных оценок в  отношении различных  аспектов  наркомании;  освоением  приемов  поведения, позволяющих  избежать  наркозависимости.

 

Работа  включает в себя  теоретическую часть, в которой представлены: основы   наркологии-терминология,  классификация, клинические закономерности и т.п.; основные понятия и концептуальные модели профилактики злоупотребления  ПАВ  в образовательной  среде делается акцент на дифференциацию профилактической работы с учетом возрастных особенностей.

В  2011 году  наркологическая  служба  осуществила  следующие  профилактические  мероприятия:

—        круглые  столы  по  профилактике  наркозависимостей-5,  охват-340 человек;

—         тренинговые  занятия с  подростками-19, охват- 309 человек,   по  темам: «Подросток  и  наркотики», «Мифы  и  реальность», «Факторы риска», «Взгляд  в  будущее», «Найти   себя»;

—        семинары по  проблемам  наркозависимостей-15, охват-468 человек (с  родителями  подростков  СОШ№ 4, КТК, сотрудниками  ОПДН, классными  руководителями);

—        демонстрация  фильмов  антинаркотической  тематики  с  комментариями  врача-нарколога-11, охват-645 человек;

—        лекционные  занятия  о  вреде  употребления  наркотических  веществ   с  подростками-15, охват  823 человека;

—        выступления  в  СМИ: участие в  молодежной  телепередаче  по  теме, посвященный  дню  отказа  от  курения  на телеканале  «Электрон»  19.03.2011г., статья  в  газете «Призыв» 26.04.11г., интервью  на  телеканале «Электрон»  27.06.11 года  о  вреде  употребления  наркотических  средств;

—        выпуск  буклетов: «Девушка  и  курение», «Подростковый  алкоголизм». «Алкоголю-Нет», Наркотики- смерть» «Ранние половые связи»  Аборту –Нет»;

—         индивидуальные  беседы  с  подростками  по  проблемам  наркозависимостей- 1519 человек;

—        рейд  по неблагополучным  семьям совместно  с  ОПДН  -02.04.2011г., 09.06.2011 г., 20.09.2011г.

 

С  22.11.2011г. по  приказу  Департамента  здравоохранения  Краснодарского края  №617/589  от  11.03.2011г. «Об  утверждении  порядка  и  плана  проведения   выборочного  анонимного  добровольного  информированного  экспресс-тестирования»  в  Крымском  районе   проводится  тестирования  учащихся  СОШ  и  Крымского  технического  колледжа, Крымского  индустриально — технического  техникума. Обследованию  подлежат  4033  учащихся.

Регулярно рассматриваются вопросы реабилитации детей и подростков в объединениях ДЭБЦ, организации волонтерского движения в рамках антинаркотической работы.

Работа подросткового гинеколога очень значима для подростковой среды. Не каждый ребенок пойдет на прием  к врачу  со своими страхами и сомнениями. А индивидуальная и групповая работа в рамках Кабинета профилактики приносит большую пользу в разных направлениях – медицинском,  профилактическом, просветительском и  даже правовом.  За время работы кабинета врач гинеколог провела огромную  работу по разным направлениям:

—        круглые  столы  по  профилактике  ранних абортов и половых связей-5,  охват-674 человек;

—        тренинговые  занятия с  подростками-19, охват- 309 человек,   по  темам: «Подросток  и  здоровье», «Мифы  и  реальность», «Факторы риска», «Взгляд  в  будущее», «Найти   себя». «Очень – опасно»;

—        семинары по  проблемам  здоровья подростков  и ответственности родителей-15, охват-468 человек (с  родителями  подростков  СОШ№ 4, КТК, сотрудниками  ОПДН, классными  руководителями);

—        демонстрация  фильмов  антинаркотической  тематики  с  комментариями  врача-гинеколога -9, охват-425 человек;

—        лекционные  занятия  о  вреде ранних половых связей, о вреде абортов, о вреде алкоголя, сигарет для красоты и здоровья  с  подростками-97, охват 2354 человека;

—        выпуск  буклетов: «Девушка  и  курение», «Пиво и красота»  «Любовь — это красиво»», « Риск — твой выбор?», «Ранние половые связи»  Аборту – Нет»;

—        индивидуальные  беседы  с  подростками  по  проблемам  ранних половых связей, «Половое воспитание девочек и мальчиков»,  «Здоровая девушка-это здорово». «Венерические заболевания» «Вред абортов»  Ответственность — это здоровье».

Участие  в акциях:

—        «Агитавтобус»-18.05.11г.;  акция,  посвященная   дню  борьбы  с  наркозависимостями 27.06.2011

—        «В здоровом теле здоровый дух»-15.04.11

—        «Лето без ошибок» 28.06.11

—         «Мат не наш формат»-18.10.11

—          «Молодежь за чистый город»2.11.11

—         Краевая акция «День здоровья»27-28.02.12

 

Специалисты Кабинета обеспечивают потребности семьи в первичной профилактической помощи на профессиональном уровне с учетом  особенностей каждой конкретной данной семьи, в том числе и семей из группы социального  риска. Работники Кабинета  обеспечивают   всех участников воспитательного процесса специальной тематической литературой, которая поможет разговаривать с детьми на самые деликатные темы, и создают условия для формирования  их культуры, кругозора, педагогической и медицинской компетентности    в  вопросах воспитания и пропаганды здорового образа  жизни и  умения помочь их детям ориентироваться в окружающем мире, вырабатывать стойкий иммунитет к негативному воздействию социальной среды. (Приложение № 6: буклеты, памятки, методические рекомендации)

Специалисты Кабинета ставят перед собой благородные цели и задачи. Они направлены на улучшение психического, физического, нравственного здоровья молодого поколения и надеемся, что совместными усилиями мы добьемся значимых результатов в деле сохранения и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи.

Для планирования, организации и обеспечения реализации комплексной системы мер первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей, подростков и молодежи, пропаганды здорового образа жизни разработано Положение об уголке первичной профилактики (далее УПП) наркомании, пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи образовательных учреждений Краснодарского края. УПП будет служить для обеспечения просветительской и организационной работы среди участников образовательного процесса и родителей  и оказания консультативной и практической помощи по формированию здорового жизненного стиля.

Для сотрудничества с образовательными учреждениями Крымского района, учреждениями системы здравоохранения, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних, отделом по борьбе с наркотиками, комитетом по делам молодежи и со средствами массовой информации для обеспечения совместных профилактических мероприятий в решении проблем злоупотребления психоактивными веществами среди детей, подростков и молодежи был создан Координационный Совет.

 

Виды деятельности Координационного совета.

При проведении индивидуальных консультаций с детьми и родителями специалистами Кабинета оказывается профессиональная помощь в поиске решения проблемной ситуации, оказывается эмоциональная поддержка, даются  рекомендации, помогающие преодолеть стрессовые ситуации.

Медико-психолого-педагогический всеобуч с семьями «группы риска». При проведении встреч с родителями и детьми из асоциальных семей специалисты способствуют просвещению родителей и детей в вопросах воспитания, этики и культуры внутрисемейных отношений, способах преодоления конфликтных ситуаций. Члены семьи учатся социальной компетенции – умению устанавливать контакты, понимать людей, правильно оценивать ситуацию. Родителей знакомят с правилами здорового общения с ребенком, благодаря которым они смогут понять ребенка и установят с ним контакт (Темы проведенных всеобучей перечислены в Приложении №3).

На подобных мероприятиях родители и дети имеют возможность в доброжелательной и раскрепощенной обстановке общаться и задавать все интересующие вопросы специалистам Кабинета. Медико-психолого-педагогический всеобуч получил положительный отклик. Благодаря проведенным встречам,  во многих семьях улучшились взаимоотношения между ее членами, разрешились ситуации конфликта, наладилось общение детей и родителей.

Тренинги. Наиболее продуктивной формой работы с учащимися являются психологические тренинги.  Эффективность этой формы работы обусловлена тем, что обучение происходит интерактивно, когда учащийся имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, закреплять полученные знания и формировать полезные навыки поведения при помощи сюжетно-ролевых и деловых игр. Психологические тренинги вызывали большой интерес у учащихся, этим была обусловлена востребованность данной формой работы. Подростки и дети с удовольствием принимают участие, проявляют творческую активность, заинтересованность поставленными проблемами. Благодаря проведенным психологическим тренингам ребята подробнее узнают о негативном влиянии психоактивных веществ на организм, прорабатывают навыки уверенного поведения, противостояния негативному групповому давлению. Также после проведения групповых занятий у учащихся наблюдается мотивация на здоровый жизненный стиль, повышается интерес к своему здоровью (Темы тренингов  представлены в Приложении 3).

Семинар с родителями и детьми «Мы вместе». Подобные семинары постоянно проходят на базе образовательных учреждений города и района в момент проведения общешкольных собраний.  Данные мероприятия являются важным моментом в установлении контакта и дальнейшего сотрудничества с родителями.

(Перечень семинаров «Мы вместе» представлены в Приложении 4).

В рамках кабинета действует волонтерское объединение  «СМЕНА» и научно — исследовательское «ПОИСК».

Цель волонтерского объединения «СМЕНА»: организация активной и целенаправленной деятельности с целью профилактики негативных явлений в молодежной и подростковой среде и пропаганды здорового образа жизни.

 

Основные формы работы волонтеров:

  1. Проведение лекций и бесед по теме здорового образа жизни;
  2. Проведение «круглых столов» с привлечением специалистов;
  3. Организация и проведение антинаркотических акций, конкурсов плакатов, тематических выступлений команд КВН, агитационных бригад;
  4. Проведение тренингов, мастер  – классов и деловых игр;
  5. Подготовка статей в газетах краевого и районного уровней;
  6. Участие в проведении родительских собраний;
  7. Профориентационная деятельность.

 

Цель научно-исследовательского объединения  «ПОИСК»: формирование у воспитанников творческого мышления, практической и профориентационной направленности, опыта научно-исследовательской деятельности.

 

Основные формы работы воспитанников:

  1. Участие в областных мероприятиях (конференциях, конкурсах).
  2. Подготовка статей в газетах краевого и районного уровней;
  3. Лекции, беседы, тематические занятия, тренинги, деловые игры; Консультации, собеседования, «круглые столы» с привлечением специалистов.

 

Главная профилактическая мера, которую должны использовать взрослые,  –  доброе, внимательное и разумное отношение к детям. Здесь просто необходима поддержка  и компетентная  помощь со стороны взрослых. Вся работа Кабинета осуществляется  в соответствии с потребностями участников образовательного и воспитательного процессов (по заявкам школ). Именно так строит свою работу  Кабинет профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи Крымского района.

Результаты профилактической работы специалистов Кабинета за период с октября 2006 по декабрь  2011 гг. приведены в Приложении №5 (Приложение №5 Схемы и таблицы Кабинета Антинарко)

Опыт работы специалистов районного Кабинета профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи при ДЭБЦ по теме: «Муниципальная педагогическая система обеспечения первичной профилактики наркомании» решением Ученого совета ККИДППО (протокол № 4 от 20.06.2008 г.)  внесен в краевой банк данных передового педагогического опыта. (Сертификат № 260).

Кабинет профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи обладает большим  практическим потенциалом в работе по профилактики и пропаганде здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи.

Работа Кабинета имеет большой опыт работы, который распространяется на районных и краевых семинарах. В плане развития Кабинета есть Перспективный план работы на 2012-2014 годы, в котором определены главные задачи.

Перспективы  развития Кабинета профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи мы видим в следующих этапах.

  1. Организация на базе Кабинета «Лаборатории здоровья» функционирующей по двум направлениям:

—        подготовка творческой группы учащихся для научно-исследовательской деятельности в области медицины, психологии, волеологии;

—        создание (позитивного опыта) волонтерских групп из числа школ города и района для участия в профилактической работе с детьми, подростками и молодежью.

  1. Распространение позитивного опыта работы с детьми, педагогами через СМИ, создания печатных изданий.
  2. Создание летней оздоровительной базы отдыха детей в с. Новокрымском (филиал ДЭБЦ).
  3. Организация семейного палаточного лагеря «Турград».
  4. Укрепление учебно-материальной  базы:

—        открытие компьютерного класса с допуском к сети Интернет;

—        расширение учебных площадей Кабинета.

  1. Ходатайствовать перед Региональным Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Краснодарскому краю,  о включении Районного Кабинета профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи в краевую программу и создании краевой экспериментальной площадки на базе ДЭБЦ.

 

 

 

 

 

 

Официальный сайт Следите за нами RSS

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru